Изучение ИТ, медиа и коммуникаций
Исследование региональной структуры онлайн сетей с использованием методов текстового и сетевого анализа
Исследование под руководством Анастасии Быстровой и Ильи Карпова направлено на анализ региональных особенностей в онлайн сети с использованием методов текстового и сетевого анализа. В современном мире онлайн сети стали неотъемлемой частью жизни, играя важную роль в формировании и поддержании социальных связей. Однако региональные особенности могут оказывать значительное влияние на характер взаимодействия в сети, создавая уникальные социальные структуры и динамику.
Исследование рассматривает ряд ключевых вопросов:
-
Какие факторы влияют на формирование сообществ с учетом географического контекста, и как это отражается на их взаимодействии?
-
Как распределены онлайн сообщества в различных географических областях и как это влияет на их взаимодействие?
-
Какие лингвистические особенности характерны для онлайн коммуникации в различных регионах?
-
Как эти лингвистические особенности влияют на формирование и структуру онлайн сообществ?
-
Какие различия и сходства можно наблюдать в онлайн коммуникации между различными регионами?
-
Какие факторы могут объяснить эти различия и сходства в коммуникационных практиках онлайн сети?
Используемые методы включают в себя текстовый анализ для выявления лингвистических особенностей, сетевой анализ для изучения структуры и взаимодействия сообществ в онлайн сети. Ожидаемые результаты исследования позволят лучше понять влияние региональных факторов на онлайн взаимодействие, выявить особенности формирования сообществ и определить факторы, объясняющие различия и сходства в коммуникационных практиках между регионами.
Цифровой Атлас
Результаты данного проекта можно представить в виде некоторой “карты сети” разбитой на области, которые в свою очередь строятся на исследовании и анализе пространства социальных сетей. Для достижения результата, необходимо решить следующие задачи:
-
Профилирование пользователей онлайн социальных сетей с использованием графовых эмбеддингов.
-
Многие характеристики пользователя могут быть определены по его окружению. Так друзья определяет политические взгляды, интересы и даже доход пользователя, а его профессиональные интересы и хобби зачастую описываются группами.
-
В рамках проекта предлагается попробовать профилирование такой характеристики как город проживания, место учебы.
-
-
Прогнозирование популярности сообщения на основании сетевого и текстового анализа.
-
Как правило, количество лайков какого-либо сообщения зависит от трех факторов: автора публикации, страницы размещения публикации и её содержания.
-
Таким образом имея embedding содержимого поста, embedding группы и embedding автора можно построить соответствующую модель.
-
Предлагается взять все группы больше 5000 участников, построить embedding по связанности этих групп между собой и Обучить текстовую модель которая анализирует их контент (без изображений) После чего реализовать классификатор прогнозирующий популярность сообщение по шкале от одного до пяти.
-
-
Анализ распределения тем по сообществам в масштабах всей сети.
-
Кластеризация сообществ сети по их участникам и текстам показывает что некоторые темы сконцентрированы в компактных сообществах, в то время как другие широко распределены по сети.
-
Предлагается сделать кластеризацию сообщений в групп после чего исследовать:
-
Где текстовые кластера не пересекаются с сетевыми.
-
Как соотносится распределение темы по сети с ее популярностью и как меняется гомогенность для разных тем.
-
Анализ и прогнозирование изменения интересов пользователей социальных сетей во времени.
-
Распространение сленга - региональные и лонгитюдные особенности.
-
-
Анализ распространения новостей/трендов в онлайн сетях.
Структура и динамика региональных медиасистем России в условиях геополитических и технологических трансформаций
Проект под руководством Сергея Давыдова направлен на решение научной проблемы, связанной с отсутствием в настоящее время знаний о структуре российских региональных медиасистем, их особенностях и направлениях развития. Основным результатом реализации проекта станут сетевая модель региональных медиасистем России и методика мониторинга ее дальнейших трансформаций.
Актуальность решения обозначенной проблемы связана с существенной трансформацией региональных систем массовых коммуникаций, происходящей в последние десятилетия. В условиях цифровизации и медиатизации региональные власти и бизнес-элиты утрачивают монополию на медийные площадки в связи со значительным снижением барьеров их создания. Так называемые новые медиа становятся базой для развития медийного и социального активизма. В социальных сетях и на мобильных платформах создаются онлайн сообщества, устанавливающие альтернативную региональную повестку. Отметим влияние тенденций трансформации российской медиасистемы последних двух лет (уход аудитории с некоторых зарубежных медиаплатформ; развитие отечественных платформ, включая новые проекты) на региональные сегменты, которое также нуждается в осмыслении.
Хотя российские региональные медиа традиционно привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей, их системный эмпирический анализ остается перспективной задачей, которую мы предполагаем решить в рамках данного проекта. В эмпирическом плане результаты исследования будут полезны для решения задач, связанных с оптимизацией информационных потоков, выявлением незанятых рыночных ниш и неудовлетворенных потребностей аудитории, эффективного проведения медийных кампаний, направленных на поддержку социально значимых задач и проектов. Особое внимание в рамках исследования предполагается уделить слабо изученным медиасистемам новых регионов России.
Модели российских региональных медиасистем до сих пор не описаны и в теоретическом отношении – обсуждение соответствующей проблематики строится на принципах соответствия и сравнения с наиболее детально изученными на сегодняшний день национальными медиасистемами стран Северной Америки и Западной Европы. Представляется очевидной необходимость формирования российской социальной теории медиасистем, основанной на отечественных реалиях и опыте.
Исследование выполняется в парадигме смешения методов и подразумевает последовательное выполнение количественного и качественного этапов сбора и анализа данных. Расширение числа акторов в сфере региональных массовых коммуникаций, усложнение взаимоотношений между ними, повышение объемов производимой информации требуют использование сетевого анализа в качестве основного подхода к изучению данной проблемы. Помимо этого, в исследовании применяются и более традиционные инструменты изучения медиасистем - кабинетное исследование, серия глубинных интервью с экспертами в области функционирования и развития региональных медиасистем России и этнографический анализ отдельных элементов медиасистем.
Специфика предлагаемого исследования, обуславливающая его научную новизну и теоретическую ценность, проявляется:
- на уровне проблематики и цели исследования: проект направлен на закрытие лакун в знании о структуре медиасистем РФ, ее особенностях и направлениях развития;
- на уровне методологии: в проекте предполагается комплексный анализ медиакоммуникационных текстов с их адресантами и адресатами;
- на уровне данных: проект подразумевает сбор уникальной базы, характеризующей взаимодействия между акторами региональных медиасистем;
- на уровне теории: проект подразумевает формирование российской социальной теории медиасистем, основанной на отечественных реалиях и опыте.
The Journalistic Role Performance Project
Предлагаемый анализ основан на результатах второй волны проекта «Реализация журналистских ролей» (Journalistic Role Performance, JRP) (www.journalisticperformance.org). Это международное исследование основано на данных 365 средств массовой информации в 37 странах, которое проводилось в период с 2020 по 2021 год. Куратором проекта со стороны России выступает Сергей Давыдов.
Оригинальная методология подразумевает проведение контент-анализа, который дает возможность глубоко изучить профессиональные роли журналистов и определить, как различные социальные и культурные контексты объясняют различия в воплощении журналистских ролей для разных медиаплатформ и тем медийной повестки дня.
В рамках текущего проекта на основе имеющихся данных строятся сети, основанные на связях между кодируемыми в исследовании публикациями и идентифицированными в них журналистскими ролями, что дает возможность изучать совместное присутствие различных индикаторов журналистских ролей, в том числе относящихся к разным “идеальным типам” журналистской деятельности (“гражданский журналист”, “сторожевой пес” и др.).
Цифровая грамотность
Понятие грамотности, возникшее в контексте наличия у человека навыков чтения и письма, существенно трансформировалось в последние десятилетия. Процессы индустриализации и урбанизации сопровождаются усложнением технологий производства, хранения, распространения и потребления информации. Экстенсивный рост грамотности выражается в программах всеобщей грамотности, успешно реализованных во многих странах мира. В контексте диссертационного исследования Сергея Давыдова «Цифровая грамотность гражданского общества в России» больший интерес представляет тенденция интенсификации грамотности. Она выражается в значительном расширении набора компетенций, необходимых для эффективной деятельности в современном информационном пространстве. Отражением данного процесса в языке становится появление новых понятий – частных видов грамотности, значения которых не синонимичные, но частично пересекающиеся, например: информационная грамотность компьютерная грамотность, новостная грамотность, медиаграмотность и т.д. В соответствии с позицией ЮНЕСКО, «грамотность представляет собой непрерывный процесс обучения и умения читать, писать и считать на протяжении всей жизни и является частью более широкого набора навыков, включающего цифровые навыки, медиаграмотность, образование в области устойчивого развития и глобальной гражданственности, а также специфические профессиональные навыки».
В условиях современного экономического и социального развития России особую актуальность приобретают компетенции, которые охватывает понятие цифровой грамотности. Цифровизация общества, построение цифровой экономики постулируются в качестве приоритетных государственных задач. В контексте цифровизации и медиатизации цифровая грамотность становится важнейшим условием социальной интеграции, объединяющим все виды частных грамотностей подобно тому, как сетевая цифровая медиасреда интегрирует традиционные виды массовых коммуникаций, – как электронные, так и печатные.
В рамках направления была реализована серия исследовательских проектов, среди которых “Индекс цифровой грамотности в регионах России” (РОЦИТ/НИУ ВШЭ 2015-2018), исследование цифровых компетенций россиян (ВЦИОМ/СБГ, 2020), исследование цифровых компетенций музейных работников (РАЭК/ИКОМ России/НИУ ВШЭ/Microsoft, 2020) и др.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.