• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ANR-Lab на Грушинской конференции

ANR-Lab на Грушинской конференции

11-13 апреля 2024 в Москве прошла Международная Грушинская социологическая конференция. Это главное ежегодное событие для всех, кто изучает общественное мнение, понимает и объясняет общественные процессы и явления. Тема этого года – «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы».

Грушинская конференция ежегодно объединяет представителей индустриальной и академической социологии, практиков и теоретиков, здесь происходит взаимообогащение прикладного анализа и фундаментальных исследований.

В этом году группа сотрудников ANR-Lab приняли участие в конференции в качестве выступающих, модераторов и слушателей. 

Аналитик ANR-Lab Сергей Давыдов выступил программным директором и модератором секции и круглого стола «Время экспериментов: искусственный интеллект на службе исследователя».


Проблематика, связанная с ИИ, выносится на обсуждение участников Грушинской конференции четвертый год подряд. Если раньше обсуждались вопросы искусственной социальности» и использование генеративных технологий, в этом году основной темой дискуссии стала трансформация профессии социального исследователя под влиянием ИИ.

Во вводном выступлении секции Д. Исаенков (МТС) обратил внимание на тот факт, что технологии ИИ трижды становились предметом массового обсуждения с 1960-х гг., а также обозначил основные сферы их использования в исследовательской практике: ИИ-обзвоны, распознавание мимики, синтетические люди, сбор полевых данных, программирование анкет, обработка ответов, мультимодальность и компьютерное зрение. 

Дальнейшее обсуждение показало, что на рынке социальных и маркетинговых исследований доступен ряд продуктов, созданных на базе искусственного интеллекта. Например, Д. Малышева (Fastuna AI) продемонстрировала возможности Маши – цифрового модератора качественных интервью. Доклад М. Незговоровой был посвящен опыту компании OMI в области использования синтетических респондентов в области маркетинговых исследований. В. Черный из Brand Analytics рассказал об использовании ML-технологий для анализа больших объемов информации, сбора данных, распознавания языка сообщения, автоматизированной продуктовой аналитики и т.д. 

Некоторые выступления были посвящены методической рефлексии использования ИИ в исследованиях. Так, И. Буханский (ВЦИОМ) представил результаты автоматизации обработки незавершенных телефонных интервью исследования «ВЦИОМ-Спутник». Исследователям удалось добиться 80% точности автоматизированной классификации таких звонков. 

Анна Карташева, научный сотрудник ANR-Lab и Татьяна Орешкина (УрФУ) выступили с докладом «Дилемма достаточной точности и прозрачности в рекомендательных сервисах» и продемонстрировали работу дилеммы Д. Коллингриджа на примере трех рекомендательных университетских сервисов. 


В докладе анализировались причины неудачных запусков рекомендательных сервисов, а также демонстрировалось влияние ожиданий пользователей и разработчиков на работу сервисов. Согласно дилемме достаточной точности пользователь теряет доверие к системе при пороге в 65-67% точных предсказаний, но точность выше 90% может приводить к неэффективной работе системы, которая должна предоставлять равные возможности для всех заинтересованных акторов. Именно от целевых показателей эффективности будет зависеть понимание — эффективна ли рекомендательная система и работает ли она так, как ожидалось.



Обсуждение продолжилось на круглом столе, в рамках которого участники дискуссии высказались по поводу тенденций трансформации исследовательского рынка и роли социального исследователя под влиянием ИИ, а также сопутствующих вопросов этического и правового характера. 

Станислав Моисеев, партнер группы компаний Aventica – индустриального партнера лаборатории – и ассоциированный сотрудник ANR-Lab в качестве эксперта принял участие в секции «Трендвотчинг: хайп или исследование» в рамках линейки «Исследования будущего», где представил доклад «Трендвотчинг, форсайт и мониторинг: три разные технологии оценки настоящего и работы с будущим». В докладе Станислав поделился своим опытом исследований будущего, сравнил их популярность с гаданием на картах таро и отметил различные признаки, характеризующие три отмеченные технологии исследований.



Дарья Мальцева, заведующая ANR-Lab, и Ирина Павлова, заместитель заведующей, посетили различные треки конференции в качестве слушателей и поделились своими впечатлениями.


Дарья Мальцева, заведующая ANR-Lab:

После некоторого перерыва, я с большой радостью приняла участие в Грушинской конференции. Очень понравилась актуальность повестки, острые социальные и методологические вопросы – поговорили и про ситуацию «новой нормальности» в обществе, и про «хайповые» области  применения ИИ в исследовательской работе и трендвотчинга и форсайта как исследований будущего, и про новые и нестандартные области исследований за пределами привычных маркетинговых и социологических задач, и даже обсудили «околопацанский» дискурс вокруг понятного фильма. Приятными сюрпризами для меня стала книга «Современные социологические теории» Иржи Шубрта и Дениса Подвойского, подписанная для сотрудников лаборатории вторым автором, а также наша статья с коллегами, вдруг обнаруженная в сборнике журнала «Социодиггер» (Мальцева Д. В., Щеглова Т. Е., Ващенко В. А., Моисеев С. П. Здоровые города: Выделение актуальных трендов исследований в научной литературе и социальных медиа // Социодиггер. 2022. Т. 3. № 9(21). С. 41-59.).    




Ирина Павлова
, заместитель заведующей ANR-Lab:

Международная Грушинская социологическая конференция – главное ежегодное событие для всех, кто изучает общественное мнение, объясняет общественные процессы и явления, кто может и готов ответить на вопрос «А что, собственно, происходит?». Вот три дня мы и говорили о том, что происходит. Тема мероприятия этого года – «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы». Мы живем в эпоху сплошных вызовов, чуть ли уже не на ежедневной основе. Я искренне считаю, что системное и аналитическое мышление – один из критических навыков сегодняшнего дня, когда мы попадаем в лавину информации, когда нашей личной ответственностью является задача рационально анализировать происходящие события.

Пленарное заседание текущего года «Новая «нормальность»: контуры, решения, проблемы» как раз и обсуждала, какая в российском обществе складывается/сложилась «новая норма». Чем эта новая норма отличается от старой? Какие новые процессы и тренды она закладывает, каковые её проблемные зоны, какое будущее она формирует? 

В выступлениях подсвечивались изменения за последние два года, но я бы говорила о складывающейся норме как обыденности в течение последних четырех лет (последствия пандемии, геополитические изменения, цифровизация и развитие AI). Эксперты отмечали, что для российского общества в целом сейчас наблюдается снижение уровня тревожности, рост горизонта планирования и социального оптимизма.  

Хотелось бы отметить, что «новая нормальность» – термин не новый. Он используется в экономических исследованиях чуть ли не с отсылкой к Великой депрессии. Он про новую реальность: «A new normal is a state to which an economy, society, etc. settles following a crisis, when this differs from the situation that prevailed prior to the start of the crisis» (Wikipedia). Сегодня ситуация усложняется очень высокой степенью неопределённости и нестабильности внешней среды. Нам кажется, что мы переживаем такой уровень потрясений, который является беспрецедентным, однако в истории многие вещи уже происходили, общество ранее к ним адаптировалось. И сейчас мы тоже ищем способы, как нашему обществу «settle» – адаптировать после любых шоков. Я бы сказала, что озвученный на пленарном заседании фокус про «новую нормальность» – это, скорее, метафора, а содержание – это про нормы как практики, рутины.  

Мне хотелось бы выделить еще несколько тем. 

Одна из них – эмоционально нагруженное потребление. Тема потребительского поведения, которая меня очень тронула на конференции. Ведущий российский ученый в области экономической социологии В.В.Радаев ввел термин «эмоционально нагруженное потребление», когда эмоции в каждом акте потребительского выбора начинают доминировать и предопределяют во многом решение о покупке. Автор концентрируется на особых видах эмоционального поведения, которые связаны с приобретением излишних товаров и услуг по сравнению с текущими потребностями или/и финансовыми возможностями потребителя.

Введенные Вадимом Валерьевичем категории эмоционально нагруженного потребления (паническое, импульсивное и компульсивное) сочетают в себе эмоциональные, когнитивные и социальные элементы. Например, паническое потребление сопровождается ажиотажным спросом. Про потребительские ожидания как неценовой фактор спроса есть во всех учебниках по экономической теории. Однако, некоторые категории эмоционально нагруженного потребления сегодня являются особенностью процесса борьбы общества со стрессом и тревожностью. Неслучайно эта тема была представлена на сессии, посвященной ментальному благополучию общества. Кстати, теме про ментальное благополучие было уделено достаточно серьезное значение, что меня лично как исследователя вопросов качества жизни очень радует.  

Отдельная очень интересная тема – это про искусственный интеллект в разных его проявлениях. Например, формулирование запросов для генеративного AI (Generative AI, GenAI) – это в категории жестких или мягких навыков? По факту сегодня важным гигиеническим требованием в работе с инструментами GenAI является знание особенностей продукта (возможности и ограничения), принципов работы, сфер применения. Я готова дискутировать, что забавно сформулированный навык как «что спросить у ChatGPT» имеет несколько уровней компетенций, которые можно отнести к разным категориям континуума навыков по шкале «hard-soft skills».

Или вот еще интересная тема в сфере AI – создание синтетических респондентов и синтетических популяций. Это значительная новация в маркетинговых исследованиях, которая влечет за собой автоматизацию определенных операций, появление новых требований к навыкам маркетологов и т.д.