• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как прошла 16-я Летняя Школа ANR-Lab 2025

11 июля завершилась 16-я летняя школа Международной лаборатории прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) “Прикладной сетевой анализ: от идеи до реализации проекта”. Школа проходила в кампусе на Покровском бульваре и параллельно онлайн. За 5 дней преподаватели школы раскрыли возможности применения прикладного сетевого анализа, начиная от идеи и заканчивая реализацией проекта в научной или прикладной сфере.

Как прошла 16-я Летняя Школа ANR-Lab 2025

Основной целью школы было познакомить участников с методологией сетевого анализа (social network analysis, SNA), включая основы сбора, обработки, анализа и визуализации сетевых данных, и сформировать представление об исследовательских и прикладных проектах, которые могут быть реализованы с ее помощью для решения различных задач.   

В школе приняли участие 48 слушателей: 18 участвовали офлайн и 30 – онлайн. География участников очень разнообразная: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Ростов-на-Дону, Оренбург, Екатеринбург, Красноярск, Томск, а также были представители Молдовы и Китая!  

В первый день школы с приветственным словом выступили заведующая ANR-Lab Дарья Мальцева и заместитель заведующей Ирина Павлова. Дарья рассказала об истории и экспертизе лаборатории, а также программе Летней школы, а Ирина презентовала магистерскую программу “Аналитика данных и прикладная статистика” (Data Analytics and Social Statistics).  

Летняя школа, которую провели сотрудники лаборатории и гостевые спикеры, включала как лекции, так и практические семинары, раскрывающие особенности сбора и анализа сетевых данных: 

  • Вводный блок про сетевой анализ. Лекции провела Дарья Мальцева, где рассказала об истоках, развитии методологии и базовых понятиях сетевого анализа.
  • Библиометрический анализ. Дарья Мальцева рассказала об исследовании поля сетевого анализа, а Ирина Павлова представила кейс о возможностях и ограничения реализации библиометрического сетевого анализа в специализированной программе VOSviewer на материалах открытой базы данных OpenAlex. 
  • Организационные сетевые исследования. Елена Стегний поделилась результатами библиометрического сетевого анализа поля организационных исследований. Анна Карташева показала, как можно оценить эффективность команд с применением сетевого анализа.
  • Исследования социальных медиа. Лика Капустина рассказала про источники сбора данных для социальных сетей и анализ данных.
  • Реализация прикладных проектов методами сетевого анализа. Наталия Матвеева и Дарья Мальцева рассказали о техниках, подходах и инструментах-помощниках (AI) в сетевом анализе и оформлении результатов исследования. Дарья Осокина и Анна Карташева поделились своим опытом и  видением того, как ИИ меняет исследовательскую практику.
  • Презентации гостевых спикеров (из Лаборатории анализа больших данных ТГУ). Дарья Дунаева показала, как большие данные используются в исследовании рынка труда, познакомила участников с платформой “Роснавык” и графом навыков. Александр Губанов провел лекцию на тему исследований в области сетевой динамики.   


В течение двух дней участники школы работали над проектами и в завершении обучения защитили Research Proposal с описанием идеи исследования, которое может быть реализовано с применением методологии сетевого анализа. Были представлены следующие проекты:

  • Карта профессий: сетевой анализ возможностей горизонтальной мобильности на рынке труда.
  • Картирование сети организаций, предоставляющих социальную помощь уязвимым группам населения с использованием сетевого анализа.
  • Библиометрический анализ исследований терапевтической культуры.
  • Анализ взаимосвязи Телеграм-каналов определенной направленности.
  • Влияние отзыва лицензии банка на результативность связанных с ним банков.
  • Моделирование устойчивости российской экономики к распространению шоков: динамический подход.
  • Влияние институциональной принадлежности на коллаборации (соавторство) среди российских демографов.
  • Отношение депутатов Государственной Думы к образованию мигрантов.
  • Эффективность взаимодействий и инклюзия на конференции «Векторы 2025». 

Слушатели школы только знакомились с сетевым анализом, поэтому для многих представленные темы стали новым знанием, но отдельно участники отметили новизну материалов в работе с ПО для SNA, а также блок про ИИ в сетевом анализе и исследовательской деятельности. Рассуждая о самом интересном на летней школе, участники достаточно равномерно разделились по теоретическим направлениям, так что разнообразие тем оказалось востребованным. В отзывах отдельно отмечается баланс между теорией и практикой, наиболее интересной для участников стала именно прикладная часть летней школы: рассказы о кейсах применения SNA на практике, работа с ПО и над собственным проектом. Некоторые слушатели отдельно выделили атмосферу и общение на школе.  

Большинство планирует применять SNA в своих будущих научных исследованиях, в т.ч. внедрять SNA в свои учебные работы: курсовые, дипломные, магистерские, кандидатские. Часть слушателей упомянули, что хотят привлечь библиометрический анализ в работе над литературными обзорами. Еще часть планирует использовать сетевой анализ в профессиональной деятельности, другие — в преподавании.  

Что говорят о Летней школе ее участники:

  • Я видоизменила своё понимание сетевого анализа и познакомилась (самое главное для меня!) с инструментами для работы (не только для визуализации, как Pajek и VOSViewer, но и для общего развития в научной деятельности, например, Elicit).
  • Поближе познакомился с концепциями сетевого анализа и как можно описывать сети. Узнал, как выстроить дизайн сетевого исследования. Понял, когда стоит использовать этот метод, а когда можно обойтись без него. А ещё познакомился с огромным количеством инструментов под разные задачи. Будем изучать дальше :)
  • Дарья показала карту навыков, которую они создали, и это мне показалось захватывающим исследованием, способным нанести непоправимую пользу) Также в последний день Александр рассказывал про распределение времени общения между несколькими людьми и это исследование нашло отклик в моей бытовой практике и мне было интересно посмотреть, как его операционализировали.   


Продолжить погружение в исследования можно будет на курсе повышения квалификации, который планируется ANR-Lab осенью 2025 г.