Как прошла 14-я школа ANR-Lab «Методы и инструменты анализа социальных сетей»
8 июля завершилась Летняя школа «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Представляем вам краткий обзор мероприятий, которые провел коллектив ANR-Lab в рамках уже 14 по счету Летней школы.
В первый день с приветственным словом выступили наши уважаемые коллеги, научные руководители лаборатории Владимир Батагель и Анушка Ферлигой. В своих выступлениях коллеги подчеркнули, как увлекательно и продуктивно изучать сети взаимодействия между людьми, ведь это принципиально иной взгляд на нас и общество в целом. И поскольку такая оптика довольно уникальна, она имеет большой потенциал, а также значительное число вех, которые только предстоит пройти. С одним из методов продвижения к этим вехам, сетевым блокмоделлингом, нас познакомил Марьян Кугмас из Университета Любляны, передового исследовательского центра в области сетевого анализа. Суть метода блокмоделлинга заключается в выявлении основных закономерностей в объемных социальных сетях, выделении ненаблюдаемых объединений узлов этих сетей. Марьян рассказал, что это за инструмент, каковы его виды и основные компоненты, а также поделился полезными практическими советами из своего исследовательского опыта по тому, как определить, что блокмоделирование выполнено правильно.
Затем руководитель ANR-Lab, Дарья Мальцева, провела увлекательный мастер-класс по программе Pajek, специально разработанной (Владимиром Батагелем) для изучения больших сетей в удобной для пользователя форме. Дарья провела слушателей через каждый этап анализа и продемонстрировала, что начать анализировать сети в Pajek очень просто. Он настолько прост, что может работать даже с простыми текстовыми файлами, и настолько богат по своим возможностям, что выиграл множество конкурсов как лучший инструмент визуализации сетей.
Во второй день Школы слушатели продолжили погружаться в инструментарий анализа сетей. Младшая научная сотрудница ANR-Lab, Тамара Щеглова, рассказала о Gephi – одном из самых популярных и элегантных инструментов сетевого анализа с открытым исходным кодом. После обсуждения основных принципов визуализации сети Тамара показала некоторые продвинутые плагины Gephi для работы с геопространственными данными и двудольными (bipartite) сетями, а также практические способы извлечения сетевых данных из текстов без использования какого-либо программного кода! Остаток дня был посвящен сетевому анализу в R. Аналитик ANR-Lab Анна Семенова подробно рассказала об основных принципах как сетевого анализа, так и программирования в R. Позже Анна показала, как создавать интерактивные сети в R, и, более того, построила сеть взаимосвязей всех персонажей вселенной Гарри Поттера.
Третий учебный день был посвящен анализу текстов сетевыми методами. Два интенсива провел научный сотрудник ANR-Lab Илья Карпов, который представил модели встраивания сетей (network embedding). Основной обсуждаемой проблемой было извлечение и объединение реальных необработанных данных в формат, подходящий для традиционных методов сетевого анализа. Илья использовал семантический сетевой анализ в качестве примера и показал некоторые передовые методы и инструменты форматирования данных.
Затем заместитель руководителя ANR-Lab и магистерской программы «Прикладная статистика с методами сетевого анализа» Ирина Павлова провела полезную практическую сессию по использованию программы VOSviewer для построения библиометрической сети. Участники получили исчерпывающее руководство по программе и увидели примеры построения концептуальной основы собственного исследования, овладели инструментом анализа структуры научной сферы.
В конце дня стажер-исследователь Василиса Ващенко рассказала об иерархическом стохастическом блокмоделировании и его реализации для тематического моделирования. Василиса представила суть метода, показала пример из своей дипломной работы и научила аудиторию реализовывать метод с помощью Python.
В течение 4-го дня, аналитик ANR-Lab и доцент Департамента социологии, Сергей Давыдов, представил собственные исследовательские проекты, с использованием сетевого анализа. Первый кейс был посвящен журналистскому сообществу и его структуре. Сергей представил роли, которые журналисты часто играют в медиасфере, и анализ иерархии этих ролей. Второй его проект был посвящен особенностям восприятия виртуального мира на примере мультсериала «Смешарики». В исследовании использовались методы опроса и техники отслеживания взгляда (eye-tracking) для определения того, как разные люди смотрят сериал. Изучались социальные и личностные черты персонажей, чтобы объяснить их привлекательность для определенных групп зрителей.
Затем стажер-исследователь Лика Капустина провела мастер-класс по парсингу данных в социальной сети Вконтакте. Лика представила интерфейс соцсети, рассказала аудитории об API и использовала Python для извлечения данных.
Последний день школы был посвящен качественному (qualitative) сетевому анализу. Младшая научная сотрудница ANR-Lab, Арюна Ким, показала теоретические и методологические предпосылки пересечения сетевого анализа и качественной парадигмы. Арюна рассмотрела историю их взаимодействия и изначально тесного сотрудничества в социальных науках, продемонстрировала модель укорененности личности как социального агента в многослойном сетевом пространстве коммуникации и социального действия. Теоретико-методологическая основа, заложенная Арюной, была затем продемонстрирована в практической реализации Александром Пахомовым, стажером-исследователем ANR-Lab. Александр рассказал о своем исследовании сообществ преодоления зависимостей и показал, что даже расположение участников в комнате, с сетевой точки зрения, может помочь понять многое о тех смыслах, которые они связывают со своими усилиями по преодолению зависимостей.
Можем сказать, что Летняя школа в этом году прошла продуктивно! Основные результаты отображены в инфографике. Мы привлекли значительную аудиторию с разнообразным бэкграудном, увеличили свою узнаваемость, а главное – сделали еще один значимый шаг на пути к популяризации сетевого анализа!
Посмотреть записи выступлений с летней школы можно по ссылке.